назад к рецензиям и эссе


the same in english

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ИМ. АНДРЕЯ САХАРОВА
С 7 ФЕВРАЛЯ ПО 9 МАРТА 2008 ГОДА

Зачем? Агрессия как деструкция

ФРуководитель программы - Виталий Пацюков
Координатор - Мария Пунина

Организаторы - ГЦСИ, Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова
Участники - Фрэнк Уильямс (США), Наталья Турнова, Михаил Рошаль, группа АЕС+Ф: (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) (Россия)

Идея проекта
Проект «Зачем? Агрессия как деструкция» соотнесен с проблематикой деятельности Музея и Общественного центра им. Андрея Сахарова, соединяя в себе одновременно социальную и художественную актуальность. Его смысловая структура определятся диалогом творческих позиций художника из США Фрэнка Уильямса и российских художников Натальи Турновой, Михаила Рошаля и группы AEC+Ф.

Смысловая конструкция проекта внутренне обусловлена темой сопротивления агрессии, драматургией конфликта между людьми, нациями и поколениями и способом его разрешения. Вопрос «Зачем?», заданный в форме манифеста Фрэнком Уильямсом, естественно образует ответ как рефлексию и контекст в художественных системах остальных участников, превращаясь в визуальную ось проекта. Скульптуры Фрэнка Уильямса выявляют драматургию экспозиции, провоцируя зрителя на переживание и возможный личный ответ в осмыслении феномена агрессии. Образы Фрэнка Уильямса живут в повторяющихся ситуациях, подробно рассматривая феномен насилия и агрессии. Прибегая к языку экспрессионизма, скульптор свободно меняет масштабы и ракурсы своих композиций, открывая возможность в глубоко личном передать глобальность существования зла, его архетипы и формы присутствия в нашем беззащитном мире.

Пластически реагируя на вопрос, заданный американским художником, рассматривая идеологию конфликта, агрессию как деконструкцию, участники проекта предлагают органические возможности для ее преодоления, обозначая реальное наличие ее разрушительных форм в нашем мире.


Живопись Натальи Турновой исследует человеческий тип, для которого агрессия становится естественным пространством. Ее пластика динамична и вся пронизана энергией. Символика ее «красного» и «желтого» анализирует природу агрессии, где естественные человеческие цвета «синего» и «зеленого», последовательно вытесняются, создавая контрапункты диссонанса и нелинейной гармонии. Все живописные произведения Натальи Турновой, объединяются внутренней сюжетной линией, идущей от естественного образа лица солдата к групповому столкновению.

Видеоперформанс Михаила Рошаля, осуществленный художником в пространстве Арт-Клязьмы (2004) соединяет в себе беспредельность насилия, бесконечную вариативность его форм и утверждение непреложных гуманистических ценностей. Монтируя изображение горящего автобуса с кадрами поминания жертв насилия, художник, выстраивает обрядовую структуру восприятия землянами повторяющихся террористических актов, подчеркивая притупление порога боли и форм сострадания.

Художественное пространство инсталляции группы АЕС+Ф развивает проблему жертвенности, ее ритуальных образов, предлагая зрителю социальную утопию грядущего апокалипсиса. В ее слоях дети, исторически олицетворяющие идеальную природу, превращаются в агрессивных клонов, разрушающих универсальные принципы нашей цивилизации. Своим появлением они прерывают позитивность эволюции, лишая человечество надежды на будущее.

Известная формула Федора Достоевского «красота спасет мир» естественно проникает в пластическую идеологию художников, снимая свою директивность и подсказывая зрителю личное понимание этой проблемы. Это решение находится за пределами инсталляции, в самой реальности, где искусство, пересекая собственные границы, утверждает общечеловеческие этические принципы.

Виталий Пацюков